Физиологическое развитие малыша
Малыш продолжает расти огромными темпами. Каждый месяц он набирает 600-750 г и подрастает на 3 см, и четвертый месяц не является исключением. Сейчас малыш весит около 6-7 кг, его рост составляет приблизительно 60-63 см. Все эти показатели примерные, так как рост малыша зависит от многих факторов: от того, с каким весом родился кроха, питается он грудным молоком или смесью, от генетики и пр. Мальчики крупнее девочек.
Угасание и развитие рефлексов
К этому времени угасают некоторые рефлексы:
- рефлекс ползания по Бауэру
У малыша с рождения развит рефлекс ползания, если создать опору под пятками. Сейчас происходит угасание этого рефлекса, но если его развивать, то ребенок начнет ползать уже в пять месяцев.
- рефлекс Моро
Если хлопнуть по поверхности, где лежит кроха, то он вскинет ручки в стороны с раскрытыми ладошками, а потом он соберет их на груди. Если он не угаснет на четвертом месяце, то пропадет на пятом.
- безусловный хватательный рефлекс Робинсона меняется на целенаправленное хватание предметов. Малыш берет предметы, которые ему интересны, и может удержать в руке. Если этот рефлекс хорошо развит, то скоро будет быстро развиваться мелкая моторика.
- рефлекс Таланта
Если провести указательным пальцем вдоль позвоночника на 1 см от средней линии сверху вниз, то малыш будет изгибать спинку.
- рефлекс Переза
Если провести по самому позвоночнику, по его отросткам сверху вниз, то малыш будет не только изгибать спинку, но и кричать. Проводить родителям так по позвоночнику нельзя, может только доктор.
Если в четыре-пять месяцев проявляются эти рефлексы, то это может говорить о неврологических нарушениях.
Умения и достижения малыша
На четвертом месяце малыш может сам перевернуться с живота на бочок и на спинку. Когда он лежит на животике, он приподнимается на ручках, опираясь на ладони. Он уже некоторое время держит головку. Когда родители подтягивают за ручки, он садится и держит при этом головку. Высаживать малыша еще рано, потому что спинка еще не окрепла. Можно только немного присаживать и класть обратно.
Если держать кроху за подмышки, он будет отталкиваться от поверхности. Уже нет гипертонуса в руках, а вот в ножках может остаться. Ладошки уже раскрыты, малыш может хлопать ими по предметам. Он уже может потрясти погремушку, подержать в руке полминуты. Во время кормления может поддерживать грудь мамы или бутылочку.
Психическое и эмоциональное развитие малыша
При виде родителей кроха оживляется: он начинает махать ручками и ножками, гулить, улыбаться. Кроме гласных звуков, он может уже произносить и некоторые согласные, к примеру, б, п, м. При виде новой игрушки или предмета малыш может улыбнуться. Ребеночек уже реагирует на свое имя.
В мышлении крохи устанавливаются причинно-следственные связи. Он может испытывать радость, обиду, любопытство. Ему нравится, когда мама его хвалит и расстраивается, если его ругают.
Малыш изучает свое тело, он играет с ручками и ножками, может запихивать ножку в рот. Ему нравится смотреть на себя в зеркало. На четвертом месяце кроха уже отличает своих и чужих. Самым главным человеком для него остается мама, ему нужен постоянный контакт с ней. Он чувствует настроение мамы: если мама веселая, то и малыш радуется, а если мама в плохом настроении, то и он грустит.
Ребенок очень насторожен с чужими. Если мама оденет очки или шляпу, он может ее не узнать. Когда она их снимет, кроха очень удивится, увидев маму. Чужие люди могут его заинтересовать или, наоборот, напугать.
Продолжает развиваться и совершенствоваться зрительное и слуховое восприятие. Малыш может сфокусироваться на движущемся предмете, но как только предмет исчезает, он про него забывает. Если предмет неожиданно появится, то кроха его узнает.
Малыш уже может различать цвета. Ему начинает нравится красный и желтый цвета, затем синий и зеленый. Он хорошо воспринимает яркие цвета и чистые оттенки. Ему трудно воспринимать многоцветные сочетания, поэтому при выборе игрушек выбирайте такие, в которых не больше 3-4 цветов. Если игрушка будет слишком яркой и насыщенной разными цветами, она будет утомлять кроху.
Продолжает развиваться слух. Когда малыш слышит какой-то звук, он поворачивает к нему головку. Он хорошо отличает голос мамы и папы от других людей. У ребеночка могут сложиться свои предпочтения в музыке: если ему нравится какая-то музыка, он может покачивать головкой, прислушиваться. Включайте спокойную классическую или детскую музыку низкого тона и ритмичную, тогда она будет успокаивать малыша.
Высокие тона не понравятся ему.
Почаще разговаривайте с крохой, рассказывайте ему все, что происходит дома, на улице. Совершайте прогулки по квартире, показывайте все, что в ней находится. Читайте стишки и сказки, показывайте картинки и комментируйте их. Так Вы будете развивать речевое подражание. Кроха уже пытается произносить звуки, пытайтесь повторить за ним, тогда он охотнее будет повторять за Вами.

На четвертом месяце жизни малыш должен уметь удерживать в руке предметы, переворачиваться со спины на животик, приподниматься на ручках, при поддержании в вертикальном положении он должен опираться и отталкиваться от поверхности, когда мама подтягивает кроху к себе, головка должна отклоняться назад. Малыш должен реагировать на других людей: он может им радоваться или бояться, но он должен проявлять свои эмоции. Если кроха не делает что-нибудь из вышеперечисленного, обратитесь к доктору, возможно есть проблемы в развитии.
Режим и питание
Самой главной едой в это время продолжает оставаться грудное молоко. Нужно кормить малыша по требованию и столько, сколько он хочет. Не нужно подсчитывать сколько он ест, если он хорошо прибавляет в весе и нормально развивается.
Большинство педиатров считают, что прикорм нужно вводить не раньше, чем с шести месяцев. В грудном молоке или в молочных смесях есть все необходимые витамины и микроэлементы. Если ввести соки с этого месяца, то может возникнуть аллергия, к тому же повышается кислотность желудочного сока.
Если Вы все-такие решили ввести прикорм, то сначала вводите овощное пюре, а потом фруктовое, так как в овощах больше клетчатки, к тому же после сладких фруктов малыш не захочет кушать безвкусные овощи.
Если малыш находится на искусственном вскармливании, то можно ввести сок. Нужно давать его понемногу: всего несколько капель в день, примерно 20-30 г, разведя предварительно водой в пропорции 1:1.
Вы можете кормить малыша смесью тоже по первому требованию. Ребенок должен кушать 6-7 раз в сутки, за раз он съедает около 150-160 г.
Сон малыша
Кроха спит большую часть суток, но уже меньше, чем раньше: 15 часов в сутки. Днем он спит всего 3 раза, остальное время приходится на ночь – около 10 часов. Ночью малыш просит кушать раза два или три, а некоторые крохи уже могут проспать ночь без кормления.
Укладывать ребенка на ночь лучше с 19 до 21 часа. Старайтесь придерживаться графика дневного сна.
Как развивать малыша в четыре месяца
Женщина может только помогать знакомиться с окружающим миром, общаться с малышом. Носите кроху с собой и показывайте ему все. Можно возить малыша в коляске, носить на руках и в слинге, а вот кенгуру использовать еще рано, можно испортить позвоночник.
Несмотря на то, что Вы не понимаете, что малыш пытается Вам сказать, делайте вид, что слушаете его, и разговаривайте с ним. Показывайте предметы, рассказывайте зачем они нужны, комментируйте все свои действия, когда готовите, одеваете кроху и прочее. Давайте ему различные безопасные предметы, которые он сможет изучить, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.
Малыш уже изучил все свои игрушки, теперь можно купить другие, например, резиновые пищалки, музыкальные игрушки с кнопками. Купите или сделайте тактильные коврики или игрушки, чтобы малыш мог потрогать разную текстуру ткани.
Как играть с малышом
- играйте в ку-ку
Закрывайте и открывайте глаза и говорите ку-ку. Можете спрятаться за чем-нибудь и выглядывать оттуда. Малышу понравится игра, при Вашем появлении он будет улыбаться или смеяться.
- «ладушки»
Учите малыша хлопать в ладошки, приговаривая «ладушки, ладушки, где были? у бабушки …». Игра помогает раскрывать ладошки и развивать мелкую моторику.
- «коза рогатая»
Поиграйте с малышом в козу, он будет смеяться.
- «сорока ворона»
Делайте круговые движения по часовой стрелке от центра ладони, приговаривая «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила». На последнем слове Вы должны остановиться между безымянным и средним пальчиками. Затем сжимайте кончики пальцев по очереди, начните с мизинца. Эта игра помогает стимулировать функционирование желудочно-кишечного тракта. Проводя по ладони, Вы проецируете точки, которые отвечают за тонкую и прямую кишку. Каждому пальчику соответствует свой орган: большой палец отвечает за головной мозг,0 указательный – за желудок, средний – за печень, безымянный – за нервную систему, мизинец – за сердце.
Не забывайте делать массаж, закаливание и воздушные ванны.
Ermilov.by рассказал Вам о развитии крохи на четвертом месяце. Заботьтесь о малыше и помогайте ему развиваться. Успехов Вам в развитии малыша!